Юридические услуги
Бухгалтерские услуги Аудит Вопрос-ответ

Вопрос: Здравствуйте, я являюсь индивидуальным предпринимателем, и для открытия расчетного счета…

Ответ: Чтобы получить выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, необходимо…

Новости

09.03.2011
В Москве прошло расширенное совещание руководителей федеральных ведомств

01.03.2011
Вступил в силу закон "О полиции"

28.02.2011
Ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 8 процентов годовых

25.02.2011
Утверждено положение о признаниии международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории РФ

24.02.2011
Зарегистрирован в Минюсте Приказ Федеральной налоговой службы от 27 декабря 2010 г.

Обязательный аудит

Действующий закон № 307 от 30.12.08 ( в редакции 01.07.10) «Об аудиторской деятельности» определяет аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Указанный закон определяет ст. 5 условия возникновения обязанности хозяйствующих субъектов по проведению обязательного аудита. Обязательный аудит проводится на основании договора заключаемого между аудиторской организацией и аудируемым лицом, закона об аудиторской деятельности, а так же в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228,от 25.08.2006 N 523, от 22.07.2008 N 557,от 19.11.2008 N 863)

Законодательство России о бухгалтерском учете и об аудиторской деятельности так же регламентирует иные случаи в которых проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности и получение аудиторского заключения обязательны. Ниже приведен перечень юридических лиц подлежащих обязательному аудиту и основания для проведения данных обязательных мероприятий:

Открытые акционерные общества

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ

2. Гражданский кодекс РФ (пункт 5 статьи 103)

3. "Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (пункт 3 статьи 88)

Кредитные организации

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Банковский группы и банковские холдинги

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (статья 42)

Бюро кредитных историй

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Страховые организации

Профессиональное объединение страховщиков

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации (статья 29)

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (статья 28)

Общества взаимного страхования

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Товарная или фондовая биржа

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Инвестиционные фонды

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (глава XI)

Фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц: негосударственные пенсионные фонды

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (статья 22)

Другие организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов), если у них объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовший отчетному год превышает 50 миллионов рублей, или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Автономные учреждения

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (статья 2)

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия)

Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (статья 26)

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"(статья 54)

Застройщики

Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (статья 20)

Кредитные потребительские кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений)

Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (статьи 28, 31)

Некоммерческая организация, связаная с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей; не являющийся собственником целевого капитала получатель дохода от целевого капитала в части использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала засчет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 миллионов рублей

Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (статья 7)

Организатор лотереи и оператор лотереи

Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (статья 23)

Предприятия, имущество которых передается в ипотеку

Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (статья 70)

Саморегулируемые организации

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (статья 12)

Субъекты отношений по ормированию и инвестрованию средств пенсионных накоплений

Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (статья 9)

Юридические лица, участвующие в накопительно-ипотечной системе

Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (статья 29)

Следует отметить что в законодательстве большинства развитых стран мира существуют нормы регламентирующие проведение обязательных ревизий, инвентаризаций и аудиторских проверок при достижении предприятием определенных финансовых показателей и /или наличие некоторых условий. Целью этих норм является достижение одновременно трех результатов. Во первых поскольку в процессе аудита устраняется большинство бухгалтерских ошибок и неточностей ( если они конечно есть) то проведение обязательного аудита позволяет предприятию самостоятельно и оперативно ( до момента выдачи аудиторского заключения) внести уточнения в учет и отчетность и избегнуть таким образом разного рода неблагоприятных последствий. Во вторых пользователи отчетности (собственники, кредиторы , контрагенты, государственные органы) могут быть уверены что представленная отчетность достоверна и отображает фактическое положение предприятия. В третьих топ менеджмент компании в процессе взаимодействия с аудиторами, получает дополнительную информацию для финансового анализа и принятия управленческих решений на основе данных независимых экспертов. Таким образом в целом повышается транспорентность (прозрачность) и стабильность бизнеса компании, доверие к ней ее клиентов, поставщиков, служащих, кредиторов и акционеров(участников).